АРКОНА (Arkona)


Утром, когда на земле темно, и все ещ+ спят... Город светится, порой, среди облаков над морем, и лучи Солнца летят над Белым, многоликим Святовитом, Богом Небес, и великих облачных гор... Звук труб слышен над тихим, холодным прибоем, и волны становятся чуть сильнее.., это ид+т столп света по синей глади морской...

Город-храм Аркона находится на острове Рюген (Rugen) на севере Германии в Балтийском море. Это земли Руян (Rani, Rane), прибалт- ийского славянского племени. Это племя было очень воинственным, и возможно совершало набеги схожие с викингскими, а то и Вместе с викингами.

"Самое сильное среди Славян племя... Без их решения не может быть решено ни одно общественное дело." (Гельмольд). О Арконе нам известно многое; о храме писали Гельмольд, Дитмар, Адам Бременский, Саксо Грамматик. Аркона посвящена Святовиту, верховному Богу, и имела общеплеменное значение, даже в большей степени, чем Ретра: "Святовит, Бог земли Руянской получил первенство среди Славянских Богов; не одна земля Вагров, но все Славянские области признают его Богом Богов." (Гельмольд).

Это был храм величайшего Бога войны, и не cлучайно были упомянуты Вагры, племя воинов, ведущих беспрерывную войну с саксами и датчанами на западных славянских рубежах. В то время, когда германцы-христиане пытались из о всех сил с сокрушить Славян; храм Войны, Святовита, стал общим для всех плем+н. И жертвы ему приносились не малые. Язычники скандинавы, викинги дрались тогда на нашей стороне. "Из всех славянских земель присылаются установленные жертвования Святовиту. С удивительным почтением относятся Славяне к своему Божеству, ибо они не легко приносят клятвы, и не терпят, чтобы достоинство его храма нарушалось, даже во время неприятельских нашествий." (Гельмольд). Святовит Бог войны, грозы, и высшего провидения (А.Афанасьев). В Арконе часто принослись человеческие жертвы, в основном враги- христиане. Главным был жрец, единственный служитель Святовита, и гадатель о судьбах славянского народа. "Король же (т.е. Князь) находится у них в меньшем по сравнению с жрецом поч+те... Среди различных жертв жрец имеет обыкновение приносить в жертву людей-христиан." (Гельмольд) На острове Рюген велась торговля со всей Европой, и это приносило немалую прибыль храму. "Купцам же, которые случайно пристанут к их местам, всякая возможность покупать, или продавать предоставляется не раньше, чем они пожертвуют Богу их что-либо ценное из своих товаров, и тогда только товары выставляются на рынок." (Гельмольд). Внутреннее убранство храма известно по подробной записи Саксо Грамматика, в его "Gesta Danorum": "В центре города, стоял прекрасно сделанный из дерева храм, с изображением Бога великой святости, и богатой утварью. Снаружи храм украшали различные грубые картины.

Там был только один вход. Весь город состоял из двух частей- снаружи прочные стены, с бойницами и красной крышей, а внутри несколько башен-постов... Здесь, внутри храма и стояло изображение Бога, огромная деревянная фигура, больше человеческих пропорций, с четырьмя головами на четыр+х шеях, которые смотрели в двух направлениях. Бороды были подстрижены, волосы обрезаны так, как жители острова обрезают свои волосы. В правой руке фигура держала питьевой рог, сделанный из разных металлов. Жрец наполнял этот рог снова каждый год, и так гадал о урожае в приходящем году. Левая рука Божества была согнута, и упиралась в бок. Плащ ниспадал до голеней, которые были сделаны из другого дерева, и так искусно присоеденены, что только при тщательном осмотре это можно было обнаружить. Ногами он стоял твердо, прямо на земле. Не далеко от статуи висели седло, вооружение, и другие части снаряжения Божества; там был огромный меч, ножны и рукоять которого были богато украшены серебром." Также при храме содержался белый конь, посвящ+нный Святовиту, на котором он выезжал по ночам разить врагов славянского племени. В честь Святовита содержали в Арконе 300 вооруженных всадников, которые беспристанно делали набеги на соседей, и награбленную добычу посвящали грозному Богу. В капище Святовита хранилось большое цветное знамя, которое выносили при открытии войны, и это служило знаком, что Божество разрешает опустошать в неприятельской земле города, разорять алтари и предавать вс+ мечу и огню. (А.Афанасьев)

Там, где находится Аркона, на севере острова, сейчас высокий вал, постепенно уходящий в море. Уже несколько раз проводились раскопы и тщательное исследование Арконы германскими археологами. В 1921 году раскопки проводил Karl Schuchhardt. Он писал, что найдены останки домов, а так-же основание большого здания наполовину ушедшее под воду, которое Schuchhardt считал храмом. Вообще берег постепенно разрушается, и скоро археологам будет нечего изучать и раскапывать. Внутри здания-храма (20х20м) были найдены 4 отверстия, и археолог высказал предположение, что это основания для скульптур Богов. У западной стены храма были обнаруж- ены старые угли. Теории археолога подверглись сильной критике, в основном со стороны археолога Ейнара Дюггве. Дюггве говорил о том, что храм, по Саксо Грамматику, был из дерева, а каменное основание найденное Schuchhardt'ом было основанием каменных стел датской церкви, построенной и разрушенной позже. После, значительно более профессиональные раскопки пров+л Хансдиетер Берлекамп в 1973 году. Он не обнаружил оснований домов, и вообще территория была почти пуста. Хансдиетер подтвердил , что здание с отверстиями было останками церкви. Так-же почти под водой он обнаружил часть викингского щита, и брозовое кольцо. Был сделан единственный вывод, что в городе-храме люди не жили, а причиной сообщения Саксо являлось нашествие врагов-христиан, и жители округ просто укрылись в укрепл+нном храме. Большая часть храма-города сейчас под водой, и не узреть им его вовек.




Назад на Главную страницу.
Назад на Святилища.